Неожиданный подтекст: Обзор фильма «Хэллоуин убивает»

Неожиданный подтекст: Обзор фильма «Хэллоуин убивает»
Кино и сериалы
13:01, 01 ноябрь 2021
52
0

Так уж получилось, что мой традиционный хэллоуинский марафон был наполнен, и даже переполнен, лентами нетипичного художественного наполнения. Если говорить проще — я смотрел (и всегда смотрю, не скрою правды) очень странные ленты, которые преимущественно являются артхаусом и/или авторским кино. Решив пойти на «Хэллоуин убивает» (Halloween Kills), который еще какое-то время можно будет застать в кинотеатрах, я однозначно не ожидал, что этот фильм постарается меня чем-то удивить. В конце концов, предыдущий фильм, «Хэллоуин» 2018 года был в этом плане очень осторожным. Однако сила, которую не остановить, натолкнулась на барьер, который ничего не пропускает.

 

Что такое «Хэллоуин»

Посмотрев на количество фильмов во франшизе, многие вздохнут с облегчением, узнав, что для понимания этой ленты достаточно непревзойденного оригинала 1978 года и почему-то одноименного новейшего сиквела 2018 года. Однако, хотя сюжетно 9 из 11 предыдущих фильмов были исключены из канона, это не означает, что на них нет почти постоянных ссылок. Начиная с замечательных фирменных титров с тыквами, которых ровно 12 (по количеству лент), и заканчивая использованием небольшого фрагмента фильма «Хэллоуин 2» (Halloween II), уже не являющегося каноном, и масок из третьего фильма, который не был им никогда.

Это уже далеко не первая подобная попытка упростить зрителю жизнь. Вышеупомянутый третий фильм франшизы, Сезон ведьмы (Halloween III: Season of the Witch), является отдельной историей во вселенной которой первый Хэллоуин, как и в нашей, является фильмом. Седьмая лента серии, «Хэллоуин: 20 лет спустя» (Halloween H20: 20 Years Later) игнорировала существование всех предыдущих фильмов серии, кроме первых двух. Ремейк Роба Зомби, конечно же, пошел дальше, начав фильм 2007 года с другой кардинальной точки отсчета, чем оригинал. Новая, еще не законченная, трилогия Дэвида Гордона Грина закрывает один глаз на весь этот беспорядок, но только один (равно как и сам Майерс, слепой на один глаз из-за воткнутой в него вешалки), а другим констатирует существование достояний франшизы как мифологии, а не хронологии.

 

Самый существенный недостаток фильма — вероятно вы не поймете, что вообще происходит, если не смотрели предыдущий фильм или хотя бы подзабыли детали. Хаос, поселившийся на довольно взвешенных 106 минутах ленты, довольно трудно описать и сравнить с чем-то уже виденным в рамках жанра. Известные RedLetterMedia справедливо назвали его смесью фильмов «Титаник» (Titanic) и «Этот безумный, безумный, безумный мир» (It's a Mad, Mad, Mad, Mad World). То, что ни одна из этих лент не является фильмом ужасов, неплохо намекает на нетривиальность ситуации. «Белые вороны» попадались в этой серии и до того — упомянутая уже дважды третья лента является наиболее известным примером, но еще дальше последовал сиквел ремейка, в рамках которого Роб Зомби просто позволил себе снять оригинальную авторскую ленту с небольшой привязкой к франшизе.

«Хэллоуин убивает» каким-то образом достигает подобного эффекта с противоположной стороны. Этот фильм настолько знает, чем он есть, что позволяет себе сломать ожидания пополам о колено даже несмотря на то, что трейлеры, казалось бы, проспойлерили уже весь фильм.


Что такое слэшер и почему это его деконструкция

Один из самых интересных моментов фильма – появление доктора Сэма Лумиса. Легендарного архиврага Майкла Майерса в оригинале и четырех разного качества продолжениях играл замечательный британский актер Дональд Плезенс. Его смело можно называть незаменимым, потому что когда до оригинала чуть-чуть не дотягивает другой, еще живой легендарный актер Малькольм МакДауэлл, то можно с уверенностью сказать, что Плезенсу удалось сделать с материалом что-то очень своеобразное и магическое.

Определенной магией является и воскресение Лумиса в этом фильме: из первых кадров во флешбеках 1978 подозревается либо умелое использование каких-то уже имеющихся кадров с Плезенсом, либо deepfake. Это и не то и не другое. Волшебники, работавшие над специальным гримом (его еще называют пластическим) фильма умудрились сделать из отдаленно похожего на Плезенса члена съемочной группы точную копию покойного актера, а профессиональный имитатор искусно скопировал голос британской звезды хоррора 70-х. Это могло бы сработать не столь эффектно, если бы Лумиса не использовали бы достаточно взвешенно, но его в фильме ровно столько, сколько нужно.

Глубокая и четко рассчитанная ирония этого действа такова: обычно специальный грим делает живых людей покойниками на несколько кадров. Этого в фильме тоже полно в максимально гротескных проявлениях. Однако тот факт, что талант недооцененных мастеров копировать человеческое тело для съемки был использован в противоположном направлении — уже наталкивает на мысль, что концепция фильма далеко не так проста, как поспешили провозгласить критики. Претензии относительно того, что в фильме много лишнего, скорее всего, тоже можно списать скорее на то, что критики не совсем учли персону режиссера. Или, что вероятно, вообще ею не интересовались. А зря.

Для справки: до «Хэллоуина», постановщик Дэвид Гордон Грин снял, например, независимую криминальную драму «Джо» (Joe) с Николасом Кейджем в главной роли. Однако многим в этом фильме запомнился даже не он, а персонаж непрофессионального актера Гери Паултера — настоящего бездомного, в фильмографии которого до съемки в этой ленте было одно появление в массовке телесериала, а после него не будет ничего, потому что фильм посвящен его памяти (через несколько месяцев после съемок, Паултер утонул в возрасте 53 лет). Грин долго отстаивал кастинг именно Паултера на эту роль, потому что был убежден, что это идеальное попадание. И был совершенно прав. Есть у «Джо» одна довольно интересная сцена, которую мой друг метко охарактеризовал, как «Хэллоуин бухает». В ней персонаж Паултера раскрывается перед зрителем с довольно зловещей и удручающей стороны и, что интересно, это никак не влияет (и не должно по замыслу!) на сюжет. Только и исключительно на то, как воспринимает персонажа зритель и что он к нему чувствует.

В «Хэллоуин убивает» полно подобных моментов. Присутствие многих из них не двигает сюжет логически, однако прибавляет к настроению, создавая кошмарный хаос, поглощающий зрителя настолько, что стресс может нехорошо напоминать реальную жизнь. Это как ужас, который приснился, но вполне реалистично поместил лунатик в катастрофу. От этого с приятным облегчением просыпаешься, читая финальные титры под песню группы Ghost. В этом смысле «Хэллоуин убивает» деконструирует формулу слэшера даже лучше, чем это раз в десятилетие стабильно делала квадрология «Крик» (вскоре ставшая пенталогией). Во многих слэшерах интересность далеко не в том, кто именно убийца или насколько оригинально тот расправится с тем или иным персонажем (хотя будем честны, с чисто коммерческой точки зрения это всегда бонус на счет создателей фильма: умный фильм об убийствах лопатой все равно является фильмом о убийствах лопатой). Слэшер — это выверенная формула из двух параллельных линий, точек зрения жертвы и убийцы, которые пересекутся в финальном акте фильма. Далеко не всегда она используется в дешевых ужасах, потому что ее точно применили такие хиты как Чужой (Alien), Терминатор (The Terminator) и Семь (Se7en). Действительно удачные образцы жанра, многие из которых ориентируются на оригинальный «Хэллоуин» очень любят показать вид от первого лица убийцы. Это необычная, неудобная, а главное, подсознательно страшная картина для законопослушного гражданина, которая, однако, почти всегда создает определенный гипнотический эффект.

Если в своем первом «Хэллоуине» Гордон Грин позволил себе игрушку с точкой зрения убийцы, то во втором почти все такие моменты ставят нас на место еще более некомфортное — жертвы. После каждого появления Майерса в этом фильме, мы видим последствия — переполненный труппами морг, люди у которых сорок лет спустя все еще есть от встречи с ним пост-травматический стрессовый синдром, валящие с ног раны когда отходят адреналин и морфий, постепенное формирование взбешенной толпы , который думает, что готов разорвать почву в маске в клочья. Но все равно не знает, с чем именно имеет дело.

Определенная сюжетная арка, хранящаяся в фильме практически весь его объем с начальных до финальных титров, – это попытка обычных людей понять, что такое монстр, по имени Майкл Майерс, видит в окне, что готов смотреть у него часами, не меняя позу. Об этой привычке никоим образом не упоминали в предыдущих фильмах, хотя ее и можно предположить как логическое продолжение привычного для этого персонажа ступора, который почти достигает кататонии. Она нужна в фильме для раскрытия конкретной темы, которая довольно неожиданно задела меня своей глубиной.


Что это вообще было (и кому понравится)?

Отец серии, Джон Карпентер, благословил фильм трижды. Во-первых, вместе с сыном Коди Карпентером и крестником Дэниелом Дэвисом он написал музыкальное сопровождение, которое имеет смысл послушать даже отдельно от фильма. Во-вторых, его имя в начальных титрах встречается также в графе «исполнительный продюсер», что на самом деле означать может почти что угодно, но в этом случае – некий жест одобрения. В-третьих, в интервью, Карпентер, видевший весь фильм еще на стадии производства, не скрывал того, что ему действительно понравился этот фильм.

«Хэллоуин» (Halloween) Карпентера не стал бы столь фильмом-легендой, если бы не концовка. Весь фильм мы примерно понимаем с чем имеем дело, однако в конце логика становится одной из жертв Майерса, потому что этот монстр отказывается умирать. В прошлых продолжениях своеобразной мантрой уже полусумасшедшего доктора Лумиса становится «Я попал в него шесть раз!». Это своеобразный локальный мем поклонников франшизы, однако это также гениальный штрих, который четко показывает на что именно сделал ставку Карпентер, когда писал сценарии первых двух фильмов. На каком-то этапе каждого продолжения восприятия зрителя начинает отказываться верить, что даже человек полностью не чувствующий боли (или способный его игнорировать) все равно скончался бы от всего, что произошло с Майерсом за три канонических фильма этой версии вселенной. Создатели «Хэллоуин убивает» возможно первыми со времен Карпентера поняли, что именно здесь они должны встретить зрителя лицом к лицу и… Их решение трудно описать словами, потому что его нужно почувствовать. Десятилетиями сиквелы и ремейки пытались сделать две вещи: придумать безжалостному маньяку мотивацию или как-то объяснить его почти сверхъестественную силу и стойкость. В ход шло все: детская травма, старинное проклятие, подмена тела перед смертельной травмой и т.д., но «Хэллоуин убивает» выдал Майерсу возможно самое страшное объяснение, которое (я не шучу) напомнило мне произведения Говарда Филлипса Лавкрафта и Дэвида Линча. И это на него еще только намекнули, потому что третьему фильму серии «Хэллоуин заканчивается» быть однозначно.

Сможет ли неподготовленный зритель рассмотреть такое объяснение? Задумается ли он на титрах настолько, как это сделал я (что на это обратили внимание другие зрители в зале и начали насмехаться)? Я не готов ответить на эти вопросы, но однозначно готов порекомендовать эту ленту тем, кто заинтересован в ней меньше или не заинтересован вовсе. Не все так просто в городе Геддонфилд, что в штате Иллинойс, как может показаться на первый взгляд. Я могу лишь намекнуть, что тема того, на что (или кого) именно смотрит Майерс, когда в ступоре смотрит на окно, является одной из возможно самых проницательных режиссерских находок в ужасах последнего времени. Для того чтобы этот фокус сработал, нужно застать зрителя врасплох, но когда это удается, то (для меня лично) нет ничего более ценного в кинематографе, чем магия момента, заставляющего изменить мысль на чувства. Что уж говорить, я люблю когда меня удивляет кино. И фильму «Хэллоуин убивает» каким-то мистическим образом удалось это сакральное «Стоп, ЧТО?». Я не гарантирую каждому зрителю такой же эффект, но наконец кто-то всегда видит веревки, а кто-то не видит даже самого фокусника, потому что смотрит на кролика. Настоящая магия начинается тогда, когда единственное объяснение того, откуда взялся кролик, само по себе не объясняет ничего.


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (0)


Подписаться на новые новости
При изменении новости вы получите уведомление на E-mail.
Подписаться
Уже подписались: 3
Топ из этой категории
Вышел первый трейлер «Книга Бобы Фетта» Вышел первый трейлер «Книга Бобы Фетта»
Disney представили первый трейлер «Книги Бобы Фетта». Спинофф «Мандалорца» появится на стриминговом сервисе Disney+ 29...
02.11.21
64
0
Weird West от создателей Dishonored и Prey выйдет в январе Weird West от создателей Dishonored и Prey выйдет в январе
Weird West, изометрическая ролевая игра от выходцев из студии Arkane, наконец-то получила дату релиза. Причудливый...
02.11.21
78
0